Галина (bunilina) wrote,
Галина
bunilina

Дорогая Марина Ивановна

Из написанного Мариной Цветаевой:
"Человеку в общем-то нужно не так уж много-всего клочок твердой земли,чтобы поставить ногу и удержаться. Только клочок твердой земли,за которую можно зацепиться."(август,1941)

Вот это авторское селекционное чудо, гладиолус, посаженный и выращенный заботливыми мамиными руками на даче, называется «Марина Цветаева».
P8160081
Необычного, с мягкой горчинкой ржавчины цвета, он отличается от своих ярких красных, фиолетовых, желтых соседей по клумбе. Думаю, так же внешне москвичка М.Ц. отличалась от питерских дам-коллег по Серебряному веку:
«..вся какая-то невыразительная, сплошь бежевые тона» (из воспоминаний Саломеи Андрониковой-Гальперн).
Другое дело-дар поэтический.
Была Цветаева в Питере дважды: первый раз на вечере у Канегисеров в Сапёрном переулке зимой 1916, проза «Нездешний вечер»-это вынесенные из него впечатления-"Читал весь Петербург и одна Москва".
Однако-
«У Марины Ивановны все было мне чужим, московским, безмерным, и ее гений, и ее чувства»- представительница СПб-богемы Ольга Арбенина-Гильденбрандт.
И второй раз, когда возвращалась из Парижа в СССР морем через Гавр за мужем и Алей 2 года спустя после их отъезда, 1939год, июнь(19),Ленинград-наспех, накоротке, промелькнула.
«Нельзя бросать человека в беде. Я с этим родилась»- Анне Тесковой, незадолго до роковой дороги на родину. Родина..? "там я невозможна".
Мне хотелось бы услышать-послушать ее голос, это, пожалуй, единственное незастывшее, что могло бы сохраниться в фонотеках. Как фотография не может передать богатство мимики, так голос, пусть полустертый, хоть немного, в проекции, приблизит из Времени давно ушедшего человека -пусть только в монологе. Но записей голоса М.Ц не сохранилось: я звонила в музей. Ответ дали однозначный.
Жаль,конечно,но я упрямо ищу ниточки. Кто может описать голос точнее,как не близкие,очень близкие?
Дочь Ариадна Эфрон-"Голос был девически высок,звонок,гибок".
Е. Извольская-"Даже если позабыть лицо Марины,не забыть ее голоса. У нее был звонкий,довольно низкий тембр,легко переходящий к высоким нотам."
И дальше- "У них были совершенно одинаковые голоса". "У них"-это с сестрой Анастасией Ивановной.
Вспоминаю фильм-монолог "Мне 90 лет. Еще легка походка", 1989 кажется года, нахожу, вслушиваюсь,слушаю,слушаю,слушаю. И представляю, как могла бы говорить Она.
Человеку так важно быть услышанным. И понятым. И говорить. Тогда одна душа открывает дверь другой-тоже распахнутой. Вот он,искренний интерес к человеку: "Если бы у меня с вами был какой-нибудь долгий час-на воле,в большом пустом саду..." (Т.Кваниной,17.11.40). Но мир вокруг уже начал распадаться на мелкие осколки. А потом...Потом всем уже было не до Цветаевой,себя бы спасти,хотя те,от кого могло что-то зависеть,не помогли или не захотели.
Вы были с очень непростым характером,дорогая Марина Ивановна,как и положено поэту и просто нетривиальному человеку, много давая и много и требуя от других. Я была бы благодарна за час времени,вашего времени-просто поговорить и услышать...Заглянуть в ваш Космос.
МЦ
"...Единственная моя радость-вы будете смеяться-восточный мусульманский янтарь,который я купила 2 года назад,на парижском "толчке"-совершенно мертвым,восковым,покрытым плесенью,и который с каждым днем на мне живеет:оживает,-играет и сияет изнутри. Ношу его на теле,невидимо..."
«На мне люди оживали как янтарь. Сами начинали играть»
(из письма Т. Меркурьевой 31.08.1940г)
Tags: Марина Цветаева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments