Галина (bunilina) wrote,
Галина
bunilina

ШекспирЪ !

Прошел месяц.
И вот-снова Театральный центр на Страстном и снова-Мастерская Г.Козлова, С.-Петербург.
Теперь они бывают в Москве пару раз в месяц, чему мы рады.
И спасибо им за это))


Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет,как цветок,решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств.
(Перевод Б.Пастернака)
Иногда лучше трагифарс, чем драма. Тем более от самого Шекспира. "Однажды в Эльсиноре. Гамлет". Звучит почти как "Однажды в Америке", чего уж. Трагифарс-основной жанр театра абсурда. Если вдуматься, абсурда в нашей жизни хватает. Был менеджер от мебели, возглавлявший минобороны, не что-нибудь, и с последующим развитием истории в Молочном переулке. Но Шекспира на него не нашлось, а жаль.
Фарс чувствуется меньше, а вот страстей согласно шекспировскому тексту в переводе Пастернака полный спектр. Присутствуют по замыслу создателей спектакля дополнительно: сам Шекспир (он же Призрак, он же актер бродячей труппы), переводчик "Гамлета" Борис Пастернак, периодически ведущие между собой беседы, пара колоритных барышень, которых Уильям даже представить бы не мог в своей драме. Такая Игра в игре или История в истории. Время действия-не 17 век, а выбран 20-й, и все персонажи этой эльсиноровской истории потрясающе танцуют акробатический рок-н-ролл, играют на музыкальных инструментах и поют, такая вот у труппы Мастерской Козлова"изюминка-виноградинка": подготовка и азарт молодых актеров впечатляют.
Гамлет, поначалу предстающий этаким ботаником в очках, нелепый и неврастеничный тип, то и дело прикладывающийся к маленькой серебряной фляжечке, внезапно вместе со сменой прилизанных волос на стильно торчащие (символично!) демонстрирует совершенно иную сторону своей натуры: одержимость и импульсивность, хотя отнюдь не безумие. Офелия, абсолютно далекая от прозрачной трепетности Вертинской, такая девушка-секси, вполне себе земная. Ей принц поет под гитару, сидя на воображаемом окне...что? Unchained Melody, ту самую, ставшую саунд-треком "Привидения" с Патриком Свэйзи, хотя песня счастливо написана была еще в 1955. Надеюсь, не обижу актера Евгения Шумейко:), но временами он чем-то напоминал мне Шилова из "Ментовских войн": да, грешна, сериалы иногда посматриваю)
Брутальный Клавдий,мало похожий на отъявленного отравителя-негодяя, чувственная Гертруда, штампующий бумаги чиновник Полоний,воображаемый друг принца датского, в некотором роде его альтер-эго Горацио, пухленький, рыжий и спокойный, да и все прочие удались не менее ярко. На сцене слева находился очень интересный предмет: слегка скошенная камера, внутри с зеркальными стенами, открытая одной стороной зрителю. В ней происходит и говорится много чего, даже монолог, тот самый, "быть или не быть?", произносится Гамлетом, раздевшимся до зеленых трусов, именно там: одежда 20-го века снята и вместо нее надевается костюм века 17-го. Зеркала? В них каждый видит свое отражение и не одно: стен-то три, и пенять не на что. Все движется к развязке по сюжету, как прописано Шекспиром: убийство подслушивающего за занавеской, безумие Офелии, дуэль и "не пей вина, Гертруда!"
Балаган? Я бы так не сказала. Эта постановка, например, мне показалась легче мхатовской, которую когда-то сделал Юрий Бутусов: с Трухиным-Гамлетом и Мариной Голуб-Гертрудой. И Бутусова, и Мейерхольда и прочих вспомнили здесь в контексте в прологе: они, дескать, много внесли, но и мы не хуже))
Эпилог. Пастернак у трюмо,под портретом вождя народов (и Мандельштаму привет известным - "мы живем под собою не чуя страны"), меланхолично опрокидывает рюмочку под бой курантов,складывает пачку листов законченного перевода "Гамлета" в портфель... С другой стороны на сцену поднимается Шекспир, отклеивает бородку и - занавес и аплодисменты))
Tags: #театрмастерская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments