Галина (bunilina) wrote,
Галина
bunilina

Дом-музей Цветаевой-2017. Дом.

Дом,Борисоглебский,6-внешняя оболочка, как тело для души. "Мой дом был диккенсовский",- так говорила его хозяйка.
На первый взгляд внутри, в квартире, мало, что изменилось. Кроме ощущения-оно совершенно иное. Пространство комнат словно раздвинулось засчет светлых стен, теперь они практически пусты, фотографий осталось совсем мало. В кабинете М.И. с окном во двор все на своих местах: граммофон, шкура на полу... На столе под стеклом-автограф стихотворения "Проста моя осанка" (август 1920 года) красными чернилами; фотография-Марина с отцом, там она трудноузнаваема: не худая, с пухлыми щеками. Как-то в одной из соцсетей, где была помещена фотография Цветаевой, но другая, доказывали, что там изображена не она. Предполагаю, что неузнавание-результат каких-то фундаментальных перемен в человеке или печать жизненных обстоятельств; к Цветаевой то и другое можно отнести в полной мере.
По памяти неделю спустя и с одного посещения мне трудно воспроизвести детали с абсолютной точностью. На стенах помещений размещены небольшие таблички: кто жил(дворник, кухарка), "черный ход"(лестница)-я по ней спустилась и поднялась(кажется, раньше нельзя было), "кухня"(была). Появилась-открылась-вытянутая гостевая комната со стеллажом. В нем-предметы, принадлежавшие тому-то, фото, книги тех, кто бывал в качестве гостя, кому адресованы письма и посвящения стихов и чувств. О многих сказано в Дневниковой прозе. С информационной страницы при входе: "Сословие, возраст, род занятий цветаевских гостей никогда не служили для нее принципом отбора". После революции жилое пространство постепенно стягивалось и уплотнялось. Стягивали и уплотняли-сей процесс М.Булгаков точно описал. От того мрачного периода сохранилось вот это: "Карточка на товары. Марина Эфрон".

Все мытарства и наступивший хаос опять же описаны в дневнике. "Живу с Алей и Ириной...в чердачной комнате,бывшей Сережиной...Анархист Шарль унес Сережины золотые часы...в итоге ни часов,ни денег".
С выездом из России в 1922 году помог Балтрушайтис. На этом связь тела-дома с душой его обитателей прервалась навсегда.
В музее до 1 марта открыта выставка к 125-летию Марины Цветаевой "Где мой дом?". О ней-отдельно.

А может, лучшая победа
Над временем и тяготением
Пройти, чтоб не оставить следа,
Пройти, чтоб не оставить тени. На стенах... (14 мая 1923 года)
Tags: #маринацветаева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments