Галина (bunilina) wrote,
Галина
bunilina

"Записки юного врача" (гастроли мастерской Г. Козлова)

Всё-таки театр-это Волшебство.
13 января,т.е. вчера, на авансцену театрального Центра на Страстном вышел интеллигентный молодой человек, стройный, светловолосый, в белоснежной рубашке с закатанными рукавами, в классических черных жилетке и брюках и произнёс:
"Давно уже отмечено умными людьми, что счастье-как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы,-как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь."
Так начинается моноспектакль Мастерской Григория Козлова "Записки юного врача" по раннему М.А. Булгакову. В главной и единственной роли - актер Максим Блинов. Полтора часа без антракта, полтора часа блестящего перевоплощения...
В глубине сцены штанга с висящими 12 белыми халатами, она может перемещаться вверх, и тогда халаты вытягиваются, как ленты из шляпы фокусника, до неимоверной длины; посередине-большой двухтумбовый стол-перевертыш, становящийся операционным-с инструментами из рабочего-со стопкой книг-стола доктора. Печурка. Справа-зеркало, рукомойник,вешалка,полотенца. Слева-фонарь, то тускло мерцающий, то загорающийся ярко, "фонарь над воротами больницы", как маяк тех, незабываемых первых шагов молодого врача с университетским дипломом с отличием, заброшенного из Москвы в провинциальное бездорожное дикое захолустье 16 сентября 1916 года, и еще небольшая школьная доска. Неспешно, неистерично, с хорошей долей юмора и самоиронии молодой доктор ведет повествование-воспоминание о том, как начинался его путь в практической медицине: практически не спал, практически не ел. Иногда фоном звучит музыка Бетховена, "Ода к радости", несмотря на - вот свойство молодости во все времена: готовность к риску гораздо больше, чем у тех, кто уже успел окунуться в жизнь по полной программе и теперь дул на воду-коллеги юноши по больнице. Молодости удается обуздывать пытающийся руководить ум, да-да, так было,есть и будет. Хотя по булгаковскому герою поначалу этого не скажешь: невроз и страх, что придется вправлять грыжу, а он не помнит в деталях ход операции, показанной профессором на лекции в университете! зачем он пошел в медицину?! а что, если то?! или другое?! и вообще он представляется самому себе на этом месте лже-Дмитрием, не меньше. Но как известно, глаза боятся, а руки делают. Счастье - это не удовольствие, счастье-это победа, - я не помню, кому принадлежит афоризм. Вот о своих первых, потому самых памятных, победах на Смертью начинающий врач рассказывает в подробностях замершему залу. Ампутация раздробленной ноги у юной девушки, из которой уходит жизнь -"Камфору давайте!..."; экстренная трахеотомия девочки с запущенным диффтерийным крупом, а перед тем наспех штудируемый мед.справочник... И первая фатальная неудача, которая столь же незабываема для врача, в которой собственно он и не был виноват, сломав ручку при родах уже погибшему младенцу.
В финале на черной доске, подводя итоги своей работы перед переводом на другое место, он напишет мелом и громко с гордостью прокомментирует: 15613 человек принял и вылечил, наблюдал 200 больных стационара, умерло-6. И эту цифру после крохотной паузы обведет еще раз. Для меня это был ключевой момент спектакля, на протяжении стремительно истекающих 90 минут, когда и слёзы подступали, и было, над чем посмеяться... Браво, Максим Блинов, браво! Суметь донести трагическое и забавное от лица своего героя и от лица незримо присутствующих персонажей(в виде тех самых белых халатов на вешалках) воспоминаний сомнения, одиночество, отчаяние, сострадание, добро, гуманизм профессии врача, наконец! Торжество Жизни над смертью, упорным ростком пробивающим себе дорогу. Суметь тронуть своей игрой, кажущейся лёгкой ( а так ли?), зал без единого свободного места, где (почти небывалый случай!) не зазвонил ни один мобильный телефон. Когда всё закончилось, внутри я ощущала лишь тепло и неверояную тишину, в лучшем ее смысле.
Такие три разных увиденных спектакля театра из Санкт-Петербурга, "Грезы любви", "Однажды в Эльсиноре", "Записки юного врача". Пока что три, но... с первого взгляда. Да, в Москве есть "Табакерка", и не только. Однако, любовь -когда ты не можешь объяснить, почему и за что, она иррациональна, по сути.
Tags: #театрмастерская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments